Все об иглотерапии и фитотерапии. Акумед Академия

Франчайзинг и его перспективы в Казахстане



Классическое определение франчайзинга или франшизы можно найти в любых словарях и справочниках. Если говорить официальным языком – это способ организации и ведения бизнеса, основанный на том, что одна компания (франчайзи) получает разрешение от другой компании (франчайзера) право на использование торговой марки, фирменного стиля, бизнес-модели, дизайна определенного бизнеса. Франчайзер, являясь правообладателем, получает за свою услугу определенную плату – паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос – эта плата за бренд и вход в бизнес или стоимость самой франшизы, роялти – систематические платежи, которые выплачивает франчайзи. Размер паушального взноса и роялти, периодичность выплат, условия контроля со стороны франчайзера обговариваются во франчайзинговом договоре.


Таким образом, франшиза – это мультиплицирование наиболее успешных бизнес-практик, когда можно не только открыть свой бизнес под маркой раскрученного бренда, но и использовать разработанные франчайзером технологии, бизнес-модель, философию и миссию товара или услуги, которые вы будете продвигать на рынке. При соблюдении всех условий обе стороны остаются в выигрыше – франчайзер зарабатывает на имени и репутации бренда, франчайзи сокращает расходы, минимизирует риски, связанные с организацией бизнеса, изучением рынка, экономит на разработке брендбука и рекламы.

Из истории франчайзинга

Родоначальником франчайзинга считают А. Зингера, основателя компании Singer. Еще в середине 19 века он использовал подобный инструмент для развития своего бизнеса – когда спрос на швейные машинки превзошел имеющиеся у компании мощности, Зингер продал нескольким компаниям право производить, реализовывать и обслуживать этот товар от его имени.

Преимущества такого бизнеса были полностью оценены следующими поколениями предпринимателей, когда появились первые крупные франшизы от General Motors, Coca-Cola, Pepsico, McDonald’s и других. Вторая половина ХХ века в США вошла в историю и как «франчайзинговая лихорадка».

Одним из первых франчайзеров на территории бывшего СССР в 80-е годы ХХ века стала компания Pepsico. Старшее поколение помнит заветные баночки с пепси и фантой, которые моментально разлетались с прилавков полупустых магазинов.

Сегодня франчайзинг – одна из наиболее распространенных форм ведения бизнеса, проникнувшая в самые отдаленные уголки планеты. Одно время франчайзинг ассоциировался преимущественно с бизнесом миллиардеров, а самыми известными франчайзерами были исключительно владельцы крупнейших мировых брендов.


Франчайзинг в Казахстане



В Казахстане представлены крупные бренды франчайзинга - McDonald’s, Coca Cola, KFC, Burger KING, Pizza Hut. Как правило операторами таких брендов являются крупные компании, управляющие не одной торговой маркой. Но в последнее время этот вектор меняется. Общая численность франчайзинговых сетей, представленных в Казахстане, по данным Казахстанской ассоциации франчайзинга, превышает 350, при этом значительный сегмент рынка занимают компании малого и среднего бизнеса. Нестабильность местной валюты, сложная и трудно прогнозируемая экономическая и социальная ситуация вынуждает гигантов франчайзинга быть более осторожными. Адаптивный и мобильный средний бизнес в этих условиях проявляет большую активность.

В каталоге Казахстанской ассоциации франчайзинга представлено более 30 франшиз, среди которых растет число российских, белорусских брендов, наш рынок интересен также компаниям из стран Центральной Азии. Отмечается тенденция к росту местных казахстанских франчайзинговых компаний.

В каких сферах чаще всего реализуется франчайзинговый бизнес?

По данным аналитиков американского журнала Entrepreneur наиболее популярными для франчайзинга направлениями в 2020 году будут фитнес-центры, балетные школы, танцевальные студии. Традиционно высокие места в рейтинге популярных франшиз занимают услуги красоты – парикмахерские салоны, услуги по уходу за лицом, бровями, ресницами, косметические, СПА-процедуры, массажные салоны.

Сфера питания, включая национальные кухни, закусочные, хлебопекарни, сыроварни, кофейни, образовательные и досуговые центры для детей и взрослых также пользуются спросом на рынке франшиз.

Активный рост показывают франчайзинговые сети, ориентированные на уход за домашними питомцами – зоогостиницы, передержки, груминг, услуги выгула, услуги инструкторов и психологов, ветеринарные клиники, зоомагазины и ветеринарные аптеки, ателье и магазины с модной одеждой для животных.

Авторы Entrepreneur отмечают, что наиболее перспективным направлением франчайзинга в ближайшее время будет бизнес по оказанию медицинских услуг. Уже сегодня на американском рынке это направление представлено 32 брендами.

Это заключение подтверждает рост числа медицинских франшиз, открытых в России, Казахстане.

В последнее время на рынке медицинского франчайзинга происходят структурные изменения. Рост интереса к проверенным практикам традиционной медицины проявляется в значительном расширении этого сегмента франшиз. Клиники традиционной восточной медицины, акупунктуры, аюрведы, хиропрактики, криотерапии по мнению экспертов Entrepreneur будут наиболее востребованными франшизами в 2020 году. Ситуация, связанная с распространением коронавируса в Китае и странах Юго-Восточной Азии также повлияет на сокращение медицинского туризма и повышение спроса на получение услуг традиционной восточной медицины за пределами этих стран.